Классный час

Классный час

       I. Общие положения.

Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

II. Задачи классного часа.

1.Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, деятельности.

2.Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности.

3.Содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, его творческих способностей.

4.Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

III. Организация и проведение классного часа.

1.Классный час является одной из составных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.

2.Классный руководитель вносит в общее расписание занятий время проведения классных часов в своем классе.

3.Классный час проходит в каждом классе еженедельно. 

4.Тематика  классных часов определяется классным руководителем на начало каждого полугодия исходя из анализа работы и анкетирования учащихся и родительского состава класса. Тематика классных часов может корректироваться по мере необходимости.

5.Методическое объединение классных руководителей определяет традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года с целями и задачами на предстоящий учебный год и с учетом традиционных общешкольных мероприятий проводится как единый классный час первым уроком во всех классах одновременно.

6.Форму проведения классного часа выбирает классный руководитель исходя из тематики и интересов учащихся.

7.Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.

8.В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа.

Классный час и его формы - в копилку классного руководителя

      Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме:

классного собрания,

воспитательного часа (час классного руководителя),

экскурсии,

тематической лекции,

беседы (этическая, нравственная),

диспута ,

встречи с интересными людьми,

викторины по различным областям знаний,

КВНы;

интерактивные игры;

игры — путешествия;

театральные премьеры;

психологические игры и тренинги;

читательские конференции.

Подготовка классного часа:   

          При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.

1.Определение темы и задач классного часа .

2.Определение времени и места проведения классного часа.

3.Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)

4.Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)

5.Анализ его результативности.

                       Советы по организации классного часа:

         Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Организация и проведение классного собрания

          Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть). Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса. Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

    Классное собрание:

ñраспределяет поручения;

ñизбирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

слушает доклады учеников о выполнении поручений

Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)

         Главным назначением нравственного классного часа является: нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей

   Организация и проведение психологических игр и тренингов:

        Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.

       «Комплимент»

         Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

     «Сравнение»

        Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.

     «Волшебный магазин»

        Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

       «Знакомство»

        Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.

       «Всеобщее внимание»

         Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

       «За что нам нравятся люди»

          Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.

     «Рассмешить меня»

      Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.

   Организация и проведение тематического классного часа

        Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

        Организация и проведение викторины

Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.

         Правила проведения викторин:

Тема викторины должна быть актуальной.

Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.

Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.

Поиск ответов на вопросы не должен быть сверх труден.

Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.

В викторинах всегда должны быть победители.

Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Викторины могут быть тематическими или обзорными.

Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся

         Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:

просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;

встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;

чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,

тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

нравственные классные часы; интерактивные игры;

пресс-конференции, брифинги по данной теме.

         Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:

- Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.

- Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.

- Мероприятия такого рода должны быть очень искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.

- Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.

- Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.

- Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.