Школа - территория здоровья

Межведомственный информационный проект 

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

 Проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

  1. Общие положения

Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

  1. Информационный паспорт проекта

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Галевская начальная школа»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, законных представителей несовершеннолетних, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2021-2023 гг.

Участники проекта

Руководство школы, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры.

Принципы

- Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.

- Деятельный подход: игровой, творческий.

- Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

- Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Официальный сайт учреждения образования, информационные стенды

 

  1. 2. Обоснование и актуальность реализации проекта

Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня весьма актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

 Именно школа совместными усилиями с родителями должны  содействовать формированию правильного понятия: «А что такое здоровье и что такое здоровый образ жизни?», «Как правильно формировать знания у учащихся и родителей о здоровом образе жизни?».

Содействие здоровью в условиях школы – это «любая деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья всего школьного сообщества». Содействие здоровью в школах включает образование по вопросам здоровья в классе, пропаганду здорового образа. Кроме того, это все действия по созданию здоровой школьной среды.

Школа должна стремиться к здоровью и благополучию всех участников образовательного процесса с помощью системного и комплексного подхода.

Поэтому педагогическому коллективу школы, родительской общественности необходимо объединить усилия по наращиванию потенциала по развитию знаний, навыков и заинтересованности всех членов школьного сообщества в укреплении здоровья и повышении уровня благополучия.

В связи с этим положено начало реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и вне школы). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Цель проекта:

Создание условий для формирования личности учащегося – здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению окружающей среды.

Задачи:

повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;

 воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;

формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;

обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни.

активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья иных заинтересованных организаций и специалистов.

реализация системы профилактических мероприятий, организация физкультурно-массовых мероприятий;

создание в учреждении оптимального двигательного режима для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

оптимизация системы психологической помощи учащимся;

создание системы содержательного, информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов,  законных представителей обучающихся  к здоровому образу жизни;

расширение  взаимодействия  школы, родителей и общества  в контексте укрепления здоровья.

Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся Государственного учреждения образования «Галевская начальная школа», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

  1. Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения

Функции руководства школы:

          - общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

          - общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

          - организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;

          - организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью, занятий объединений по интересам;

          - обеспечение работы спортивных залов во внеурочное время и во время каникул;

          - разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;

          - организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;

          - организация и контроль работы психологической  службы учреждения.

Функции классного руководителя:

         - работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

          - организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике: частых заболеваний учащихся;     детского травматизма на дорогах; наркомании,  токсикомании, табакокурения;

Функции ответственного за работу педагога социального:

         - организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

         - организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, ИДН, медработниками, наркологами;

         - организация и проведение: внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

         - проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся; диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры; 

         - организация и проведение профилактических работы с родителями.

 

  1. Оценка эффективности проекта

         - эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:

         -  соответствие разработанного плана фактическому выполнению;

         -  благоприятные изменения показателей здоровья;

                   - соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.

 

  1. Показатели эффективности реализации проекта:

  - результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);

         - 100 % выполнения требований СанПиНа;

         - более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;

         - положительная динамика здоровья учащихся за три года;

    - степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;

         - последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;

         - наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды: отсутствие перегрузок, валеологическое расписание; выполнение санитарно-гигиенических нормативов;  использование  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).

         - повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;

         - уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;

         - наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;

 

  1. Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели

В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

         -  повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);

- повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);

- улучшения показателей здоровья;

- снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;

- снижение количества детей с избыточной массой тела;

- отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);

- увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья.

 

  1. Модель личности обучающегося

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

Модель выпускника I ступени общего среднего образования:

-  знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;

-  владение основами здорового образа жизни

 

  1. Контроль за реализацией проекта

Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.

 

  1. Формы предоставления результатов:
  • Публичные отчеты (промежуточный, итоговый).
  • Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
  • Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
  • Специальная страница на сайте школы