Межведомственный информационный проект
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
- Общие положения
Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.
- Информационный паспорт проекта
Наименование проекта |
«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» |
Место реализации проекта |
Государственное учреждение образования «Галевская начальная школа» |
Главная идея проекта |
Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, законных представителей несовершеннолетних, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни |
Сроки реализации проекта |
2021-2023 гг. |
Участники проекта |
Руководство школы, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры. |
Принципы |
- Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены. - Деятельный подход: игровой, творческий. - Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития. - Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий. |
Информационное обеспечение проекта |
Официальный сайт учреждения образования, информационные стенды |
- 2. Обоснование и актуальность реализации проекта
Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня весьма актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Именно школа совместными усилиями с родителями должны содействовать формированию правильного понятия: «А что такое здоровье и что такое здоровый образ жизни?», «Как правильно формировать знания у учащихся и родителей о здоровом образе жизни?».
Содействие здоровью в условиях школы – это «любая деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья всего школьного сообщества». Содействие здоровью в школах включает образование по вопросам здоровья в классе, пропаганду здорового образа. Кроме того, это все действия по созданию здоровой школьной среды.
Школа должна стремиться к здоровью и благополучию всех участников образовательного процесса с помощью системного и комплексного подхода.
Поэтому педагогическому коллективу школы, родительской общественности необходимо объединить усилия по наращиванию потенциала по развитию знаний, навыков и заинтересованности всех членов школьного сообщества в укреплении здоровья и повышении уровня благополучия.
В связи с этим положено начало реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и вне школы). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта:
Создание условий для формирования личности учащегося – здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению окружающей среды.
Задачи:
повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
воспитание ответственности учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;
формирование мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;
обеспечение благоприятной окружающей среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающей формирование навыков здорового образа жизни.
активное привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья иных заинтересованных организаций и специалистов.
реализация системы профилактических мероприятий, организация физкультурно-массовых мероприятий;
создание в учреждении оптимального двигательного режима для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
оптимизация системы психологической помощи учащимся;
создание системы содержательного, информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;
расширение взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся Государственного учреждения образования «Галевская начальная школа», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.
- Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения
Функции руководства школы:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
- организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
- организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью, занятий объединений по интересам;
- обеспечение работы спортивных залов во внеурочное время и во время каникул;
- разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
- организация и контроль работы психологической службы учреждения.
Функции классного руководителя:
- работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
- организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике: частых заболеваний учащихся; детского травматизма на дорогах; наркомании, токсикомании, табакокурения;
Функции ответственного за работу педагога социального:
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, ИДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение: внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся; диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры;
- организация и проведение профилактических работы с родителями.
- Оценка эффективности проекта
- эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:
- соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
- благоприятные изменения показателей здоровья;
- соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.
- Показатели эффективности реализации проекта:
- результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);
- 100 % выполнения требований СанПиНа;
- более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;
- положительная динамика здоровья учащихся за три года;
- степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;
- последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;
- наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды: отсутствие перегрузок, валеологическое расписание; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).
- повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;
- уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
- наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;
- Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели
В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:
- повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
- повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
- улучшения показателей здоровья;
- снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
- снижение количества детей с избыточной массой тела;
- отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
- увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья.
- Модель личности обучающегося
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
Модель выпускника I ступени общего среднего образования: |
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; - владение основами здорового образа жизни |
- Контроль за реализацией проекта
Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.
- Формы предоставления результатов:
- Публичные отчеты (промежуточный, итоговый).
- Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
- Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
- Специальная страница на сайте школы