особенности работы с детьми ОПФР

Особенности работы с детьми с ОПФР 

      Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые по­степенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизичес­кого развития (ОПФР).

    Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуаль­на. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значитель­но возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катас­трофа, процессы урбанизации, не­благоприятная экология, отягощен­ная наследственность, алкоголизм и наркомания...

     Современная система специаль­ного образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных де­тей, все дети обучаемы и им гаранти­руется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здо­ровых сверстников. Идея толерант­ности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой по­лезности приходит культура челове­ческого достоинства.

     В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа пред­ставляется необходимым использо­вание комплексного, системного подхода к изучению личности ребен­ка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успеш­ной социализации.

         В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспе­чивающая обучение детей с особенностями психофизического разви­тия. Количество специальных клас­сов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свиде­тельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогичес­кими коллективами школ.

         Имидж школьников с ОПФР в об­щественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установ­ку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.

    Чтобы оказать действенную по­мощь такому ученику, учителю следу­ет преодолеть ряд сложившихся сте­реотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интег­рированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напря­женными, скованными либо, наобо­рот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуаци­ей или безразличие, апатия, инер­тность, пассивность. Поэтому перво­степенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вы­звать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отноше­ние детей к школе и учению. Недопус­тимо усугубление негативных ре­акций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

      В любой ситуации учителю не­обходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и друже­любным по отношению к детям. С осо­бым терпением и тактом он должен от­носится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая по­движность или, наоборот, скован­ность, упрямство, неадекватные стра­хи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосре­доточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привыч­ки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.

       В кодексе психолога записано: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам". Помня об этом, учи­тель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности.

         В учебном процессе широко ис­пользуются невербальные формы общения, которые позволяют ребен­ку получать эмоциональную поддер­жку. К ним относятся:

- ласковая, ободряющая интонация;

- небольшое (меньше метра) рассто­яние между учителем и учеником;

- перцептивные контакты (погла­живание, пожатие руки, визуаль­ный контакт на уровне глаз).        Основная цель общения - со­здание условий для позитивного развития ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлы­ков, не спешит ставить диагноз. Главное - включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель прини­мает ученика таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценоч­ных суждений. Наоборот, подбадри­вает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что ученик справится с зада­нием, правильно ответит.

        В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, "каждый ре­бенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайше­го развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Теку­щая работа учащихся с ОПФР сравни­ваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чув­ствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.

     В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

    На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе ра­боты, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие пе­реключить внимание, снять напряже­ние у детей. В играх предусматрива­ется чередование переходов от напря­жения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать раз­нообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организа­ции сотрудничества между учениками на уроках и в свободное время.

      Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учи­тель — ученик" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

- создание условий для форми­рования содержательной учебной мотивации;

- целенаправленность и систем­ность педагогической работы;

- ее направленность на результа­тивную подготовку каждого ученика;

- обеспечение на всех этапах уро­ка благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа ре­зультатов деятельности школьников;

- дифференцированный и инди­видуальный подход к учащимся;

- обеспечение максимальной на­глядности педагогического процесса;

- стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;

- широкое использование игро­вых методов и приемов обучения;

- фиксирование внимания на по­зитивных продвижениях слабоуспева­ющих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;

- создание для детей ситуаций успеха;

- оказание учащимся необходи­мой помощи разного вида: стимули­рующей, направляющей, обучающей;

- обеспечение согласованности действий педагогического коллекти­ва и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

     Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспе­чен.