Особенности работы с детьми с ОПФР
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).
Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания...
Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.
В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успешной социализации.
В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая обучение детей с особенностями психофизического развития. Количество специальных классов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свидетельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогическими коллективами школ.
Имидж школьников с ОПФР в общественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.
Чтобы оказать действенную помощь такому ученику, учителю следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуацией или безразличие, апатия, инертность, пассивность. Поэтому первостепенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отношение детей к школе и учению. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успевающих сверстников.
В любой ситуации учителю необходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и дружелюбным по отношению к детям. С особым терпением и тактом он должен относится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая подвижность или, наоборот, скованность, упрямство, неадекватные страхи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосредоточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привычки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.
В кодексе психолога записано: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам". Помня об этом, учитель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности.
В учебном процессе широко используются невербальные формы общения, которые позволяют ребенку получать эмоциональную поддержку. К ним относятся:
- ласковая, ободряющая интонация;
- небольшое (меньше метра) расстояние между учителем и учеником;
- перцептивные контакты (поглаживание, пожатие руки, визуальный контакт на уровне глаз). Основная цель общения - создание условий для позитивного развития ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлыков, не спешит ставить диагноз. Главное - включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель принимает ученика таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценочных суждений. Наоборот, подбадривает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что ученик справится с заданием, правильно ответит.
В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, "каждый ребенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайшего развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Текущая работа учащихся с ОПФР сравниваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чувствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.
В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Хочется напомнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.
На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе работы, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие переключить внимание, снять напряжение у детей. В играх предусматривается чередование переходов от напряжения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать разнообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организации сотрудничества между учениками на уроках и в свободное время.
Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учитель — ученик" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:
- создание условий для формирования содержательной учебной мотивации;
- целенаправленность и системность педагогической работы;
- ее направленность на результативную подготовку каждого ученика;
- обеспечение на всех этапах урока благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа результатов деятельности школьников;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
- обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса;
- стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;
- широкое использование игровых методов и приемов обучения;
- фиксирование внимания на позитивных продвижениях слабоуспевающих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;
- создание для детей ситуаций успеха;
- оказание учащимся необходимой помощи разного вида: стимулирующей, направляющей, обучающей;
- обеспечение согласованности действий педагогического коллектива и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.
Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспечен.